Понятие творчество и творческие способности

В отечественной психологии ведущим остается определение Теплова, который выделил основные признаки: 1 индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2 это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или понятие творчество и творческие способности деятельностей; 3 это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Видно, что признается возможность развития способностей в деятельности. Юркевич, понимая под способностями способы выполнения деятельности. При таком понимании способностей и задатков, способности не рассматриваются как свойство мозга. По мнению психологов, это определение не в полной мере отражает сущность данного феномена. Шадриков понимает под способностями свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения понятие творчество и творческие способности реализации деятельности. Общие задатки — это общие свойства нервной системы, специфика организации головного мозга взаимодействие и организация полушарийпроявляющиеся в продуктивности психической деятельности. Специальные задатки — это свойство нейронов и нейронных модулей, которые специализированны в соответствии со своим значением. По мнению ученого, способности не формируются из задатков; это свойство: способности — функциональных систем, задатки — компонентов этих же систем. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Другой подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Выготский задает три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия понятие творчество и творческие способности действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И третье — развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры. Выготский также вводит понятие о задатках как характеристики натуральных форм психики показывая, что развитие способностей представляет собой сложнейший процесс переструктуирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного образования находится знак — слово. Выделяют общие и специальные способности. Общими называют способности, которые определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности. Общепризнанно, что в отличие от специальных способностей интеллект проявляется в эффективности решения разнообразных задач. Интеллект иногда рассматривают как общую способность проявление не в одном, а в нескольких видах деятельности — в противоположность специальным, каждая из которых понятие творчество и творческие способности эффективность выполнения единой деятельности Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. Дружинин общие способности делит на интеллект способность решатьобучаемость способность приобретать знания и креативность в других концепциях имеет другое определение — общая понятие творчество и творческие способности способность преобразование знаний. Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть любой одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо понятие творчество и творческие способности. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности среди них — творческаяа с другой - к поискам общей ее структуры. Как уже было указано, вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность — это сумма других психических процессов? Одно из пониманий креативности — понятие творчество и творческие способности проявления ординарных процессов, т. Все уже содержится в потенциале, нельзя создать что-то из ничего, т. Герберт старается доказать, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определенным образом, достаточны для открытий типа законов Кеплера. Таким образом, проявляется скептическое отношение к креативности, как самостоятельному, отличному от других процессу. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов памяти, мышления и др. Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Однако у креативности как самостоятельного процесса тоже есть защитники. Среди первых исследователей креативности был Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и понятие творчество и творческие способности к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1 оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, понятие творчество и творческие способности ответы; 2 семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования; 3 понятие творчество и творческие способности адаптивная гибкость — способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4 семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию идей; способность к продуцированию идей — гибкость; способность нестандартно отвечать на раздражители — оригинальность; способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность решать проблемы, т. Под креативностью Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и понятие творчество и творческие способности. В творческий акт, по его мнению, включены: 1 процесс появление чувствительности к проблемам, понятие творчество и творческие способности знаний, их дисгармонии; 2 фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез; 3 проверка, модификация и перепроверка гипотез. Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. Коган дали критику работ Гилфорда и Торранса, указывая, что перенесение тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ. Эти авторы высказываются против ограничения времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответов точности ответов. Исследование креативности в условиях отсутствия временных ограничений, проведенных Хуснутдиновой, также показала большую результативность по сравнению с условиями ограничения времени. Причем лимит времени был введен а затем сняткак в группе высококреативных, так и в группе низкокреативных испытуемых. Подобные исследования позволили сделать следующий вывод: снятие ограничения во времени создает адекватные условия для проявления креативности как таковой. Влияние отсутствия лимита времени на высококреативных было значительно выше, а, следовательно, не все люди потенциально креативны. Если креативность признается нормативным процессом, то она присуща любому взрослому и ребенку, в противном случае — только определенным индивидам Пикассо, Моцарту и другим. Анализируя проблемы креативности в зарубежной психологии, Торшина делает вывод: креативность — нормативный процесс, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств и средовых характеристик. В исследованиях Хуснутдиновой также обнаружен следующий факт: под влиянием установки на творческий ответ показатели креативности возрастают. Самое любопытное, что проявление креативности при высоком уровне ее развития почти не зависит от наличия или отсутствия данной установки.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: